Обязательно ли в досудебном порядке подавать претензию?
Как провести досудебную процедуру урегулирования спора?
При наличии определённого спора, в первую очередь необходимо попытаться решить его в досудебном порядке. При этом звонки, смс сообщения и различные деловые письма не могут являться доказательством досудебного порядка урегулирования спора.
Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора дал ясные разъяснения по досудебному урегулированию. Данная процедура должна быть проведена практически по всем категориям дел. Однако есть и исключение.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение,
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок,
- о несостоятельности (банкротстве), по корпоративным спорам, о защите прав и законных интересов группы лиц, приказного производства,
- по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов,
- по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений,
- кроме того, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 АПК РФ).
Исковое заявление возвращается истцу на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, если ко дню обращения лица в суд (направление искового заявления по почте, подача документов в канцелярию суда, подача документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно телекоммуникационной сети «Интернет») не истек установленный законом или договором срок досудебного порядка урегулирования спора и отсутствует ответ на претензию.
Соблюдением досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора является не только формальное направление претензии в адрес ответчика, но и соблюдение предусмотренного законом или договором срока, по истечении которого истец может обратиться в суд.
Целью установления положениями процессуального законодательства либо соглашением сторон данного срока, как и досудебного порядка в целом, является урегулирование спора без вмешательства суда.
Обращение лица в суд до истечения этого срока препятствует достижению названной цели. Принятие судом искового заявления до истечения указанного срока не согласуется с принципом равенства сторон. Следовательно, несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора должно признаваться не только отсутствие доказательств направления претензии, но и обращение в суд до истечения данного срока.